Как написать аудиогид для детей

Аудиогиды для детей должны быть разработаны совершенно иначе, чем аудиогиды для взрослых. Вот несколько советов.

Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. У них другие интересы, другое понимание того, что важно и интересно. В зависимости от возраста, они учатся и познают мир не так, как взрослые.

Это обязательно нужно учитывать при создании аудиогида для детей, ведь за короткий промежуток времени он должен успеть донести до ребенка большой объем информации. Чем больше вы принимаете во внимание потребности детей, тем больше они получают при посещении выставки.

Желание создать аудиогид для детей

Часто случается следующее. В музее уже есть аудиогид для взрослых, и теперь он хочет расширить свою экспозицию продуктом для детей. Существующий аудиогид содержит аудиозаписи, как правило, с высокой плотностью информации, поскольку весь материал нужно суметь разместить на записи длительностью от силы несколько минут. Если вы планируете создавать аудиогид для детей, мы не рекомендуем брать те же самые аудиозаписи и просто сокращать их. Скорее всего, аудиогид придется переосмыслить с нуля.

Все начинается с выбора контента

Решающее значение имеет выбор темы. Дети часто интересуются другими вещами, чем взрослые, а это значит, что на одной и той же выставке их внимание будет приковано совершенно к другим объектам. Внимательно изучите все экспонаты и спросите себя: что бы меня больше всего заинтересовало в них в детстве? Даже если вы выберете один и тот же объект для детей и взрослых, нужно учесть, что по одной и той же теме каждой целевой группе будет интересна разная информация. Взрослые, например, могут интересоваться политическим контекстом того времени, датами и важными личностями, в то время как дети больше будут заинтересованы необычными фактами и забавными случаями. Подумайте о том, что может быть знакомо детям из их жизни и свяжите с тем, о чем говорят на записях.

Будьте внимательны. Все дети разные. Дошкольники, например, обладают совершенно иным уровнем знаний, чем 13-летние, и их интересы и восприимчивость также сильно различаются. Поэтому нужно четко определить, к какой возрастной группе будет обращен аудиогид. Чтобы сделать его доступным и интересным как можно большему числу детей, рекомендуем установить возраст целевой группы от восьми до двенадцати лет. После этого попробуйте найти ребенка подходящего возраста среди знакомых и при создании аудиогида обращайте внимание на его реакцию и мнение.
Каркас, который удерживает все вместе
Как только вы определитесь с объектами и темами, подумайте о структуре вашего аудиогида. Прежде всего, нужно решить, будут ли аудиозаписи работать отдельно друг от друга или они должны прослушиваться строго в определенном порядке. Возникает вопрос, кого дети будут слышать в аудиогиде. Для создания дружеской, непринужденной атмосферы можно придумать одного или нескольких персонажей, имеющих тематическую связь с выставкой. Например, на первой аудиозаписи они знакомятся с детьми, а затем проводят их по музею.

Действие может происходить в настоящем времени, в реальном выставочном пространстве, или, например, в форме рассказа, в котором дети переносятся в конкретную историческую эпоху или событие. Можно предложить аудиоэкскурсию с загадкой. Возможности безграничны. Главное, чтобы аудиогид с самого начала заинтересовал детей, чтобы у них пробудилось любопытство и чтобы им захотелось посмотреть выставку.

Когда дело доходит до плотности информации, меньше часто означает лучше.
Как и в случае с аудиогидами для взрослых, продолжительность готовых аудиозаписей должна составлять не более двух минут. Возникает проблема сохранить краткость текста и одновременно включить в нее всю важную информацию. Сведите информацию к минимуму и преподнесите ее таким образом, чтобы она была понятной и интересной для детей. Заполните промежутки между аудозаписями чем-нибудь забавным, позвольте персонажам вашего аудиогида время от времени подурачиться. Используйте игровой формат, потому что классический рассказ быстро может наскучить детям, либо они будут не в состоянии усвоить информацию.

Тексты созданы для прослушивания
После того, как вы спланировали аудиогид, можете приступить к написанию сценариев для текстов. При этом имейте в виду, что в дальнейшем их будут не читать, а слушать. Тексты для аудирования сильно отличаются от текстов для чтения. Они мимолетны, поэтому должны быть гораздо более точными, чем письменная речь. Если слушателями являются дети, это особенно важно.

Используйте обыкновенный разговорный язык, с простой структурой предложения и без длинных сложноподчиненных предложений. Формулируйте яркие и активные предложения, с большим количеством глаголов, и не бойтесь использовать повторы.

По каждому пункту спросите себя: как бы вы объяснили это кому-нибудь устно? Очень полезно говорить вслух самому себе и записывать то, что вы говорите. И если вы не можете избежать технических слов или больших цифр, объясните их.
Звукозапись, как основа аудиогида для детей
Наконец, наступает самая важная часть всего процесса - запись звука. С помощью голосов и музыки аудиогид оживает. Вложите всю любовь и внимание в звуковое оформление, ведь в конечном итоге это то, что услышат дети.

Придумайте отличительные голоса для своих персонажей и найдите хороших актеров на роль озвучки. Работайте с профессиональными звукорежиссерами, которые могут интегрировать тексты в конкретную ситуацию. Звуковое оформление может быть минимальным - немного цокота копыт и пения птиц - но оно очень важно для того, чтобы дети могли погрузиться в историю. Такой прием делает аудиозапись интереснее, а музыка может перенести слушателей в прошлое или сделать работы известных исполнителей еще более осязаемыми.

Основные принципы, которым вы всегда должны следовать
Дизайн аудиогида для детей зависит от креативности его создателей. Но всегда следует соблюдать некоторые основные принципы: относитесь к детям серьезно. Вы должны говорить с ними на равных, а не читать нотации сверху. Доверяйте детям. Не скрывайте от них даже сложные темы, но излагайте их с должной осторожностью и простотой. Всегда рассуждайте с позиции ребенка. Подумайте о том, какие вопросы задали бы дети, что они уже знают и что могло бы показаться им забавным или захватывающим.

Чем более удобным для детей будет аудиогид и чем больше они будут чувствовать себя вовлеченными в экскурсию, тем больше они будут слушать, понимать и запоминать.